{page title="Спецкурс «История евреев России»"} {body}
Спецкурс ведет Максим Олегович Мельцин.
В курсе факультатива кратко излагается история евреев в России. Тема эта всегда вызывала интерес, который заметно вырос с выходом в начале этого тысячелетия книги А. И. Солженицына «Двести лет вместе» (на самом деле скоро уж 240). Сама книга на спецкурсе рассматриваться не будет, но спецкурс посвящён той же проблеме.
Евреи жили ещё в Киевской Руси, но затем Московская Русь их не допускала. Массовое еврейское население появилось в Российской империи только при Екатерине II в результате разделов Польши. Практически сразу возникла т.н. «черта оседлости», и на протяжении десятилетий еврейское население подвергалось в России различным формам дискриминации по религиозному признаку. При этом целью властей было «исправить» евреев, чей менталитет их не устраивал. Применялись и «кнут», и «пряник», но «кнут» до середины XIX века значительно чаще. Эпоха «великих реформ» Александра II изменила политику царского правительства не в целях, а в средствах: стал преобладать «пряник». Были выделены некоторые категории евреев (например, наиболее богатые или образованные), которым было дано право повсеместного жительства, т.е. им было разрешено выселяться за пределы черты оседлости. Но с гибелью Александра II «кнут» вновь стал преобладать, более того, евреев сочли «неисправимыми». В гимназиях и высших учебных заведениях была введена процентная норма, закрывшая массе евреев путь к образованию. Погромы и судебные репрессии тоже не способствовали улучшению отношения евреев к правительству. Не удивительно, что в революционном движении евреи были представлены в большом количестве.
1917 год принёс евреям равноправие, которого в России у них никогда прежде не было. Он же принёс и разрушение традиционного образа жизни. Для одних евреев важнее было первое, для других — второе. Естественно, они по-разному относились к Советской власти. Но поначалу в советском аппарате было много евреев, и одной из предпосылок этого было равноправие. Советская власть 20-х и (уже с некоторыми оговорками) первой половины 30-х годов действительно придерживалась принципа интернационализма. С середины 30-х годов она стала от него отходить и, в частности, появились первые проявления антисемитизма. Затем началась Великая Отечественная война, ставшая трагедией для всех народов СССР. Но отношение к евреям, как и к цыганам, у Гитлера было совершенно особым: они подлежали полному истреблению. Менялась позиция по национальному вопросу и у советского руководства. Репрессии по национальному признаку начались ещё перед войной, в начале войны были репрессированы немцы. Но 1944 год стал годом развёрнутой кампании репрессий по национальному признаку против множества народов. Евреев та волна не захватила, их черёд настал вскоре после войны — в 1948 году. Причины этого мы рассмотрим. Кампания «борьбы с космополитизмом», дело Еврейского антифашистского комитета, дело врачей... Только смерть Сталина спасла советских евреев от катастрофы, сопоставимой с Холокостом. После этого положение евреев улучшилось, но тайный антисемитизм оставался частью советской внутренней и внешней политики до середины 80-х. Только в эпоху Перестройки он ослабел и сошёл на нет. В последние месяцы существования Советского Союза он восстановил дипломатические отношения с Израилем, разорванные в 1967 г. Постсоветская Россия пока не знала государственного антисемитизма и дискриминации. И история евреев в России становится наконец-то не историей гонений и выживания, а историей нормального существования.